"Так и понимайте: Шаймиев заслужил"// Госдума одобрила новый договор между Москвой и Казанью
11 февраля 2007 года

Выступивший с докладом представитель президента в Госдуме Александр Косопкин начал с того, что каждое положение нового договора о разграничении полномочий между Москвой и Казанью – "результат длительного и скрупулезного согласования".
– Документ не предусматривает каких-либо преференций для одного из субъектов федерации,– заверил он.– Речь идет лишь об особенностях в разграничении полномочий. Так, требует совместного решения ряд накопившихся в республике проблем, например экологического характера, связанных с сильным загрязнением почвы из-за добычи нефти.
Однако депутаты не слишком поверили докладчику. Михаил Бугера ("Единая Россия"), представляющий в Госдуме Башкирию, власти которой также пожелали обновить аналогичный договор вслед за Татарией, сразу поинтересовался, есть ли возможность у других регионов заключить такой же договор.
Однако господин Косопкин не слишком обнадежил Башкирию:
– Все субъекты равны во взаимоотношениях с центром,– многозначительно ответил он башкирскому депутату.– Поэтому если Башкирия докажет, что у нее есть определенные особенности, то тогда, возможно, будет принято решение...
Алексей Митрофанов (ЛДПР) выдвинул свою версию того, почему Кремль пошел навстречу президенту Татарии Минтимеру Шаймиеву:
– Дожить до 70 лет и руководить таким регионом – это подвиг в России. И мы должны сделать подарок человеку. Так и понимайте: Шаймиев заслужил.
Однако и эти аргументы не успокоили депутатов. Петр Свечников (КПРФ) напомнил, что Татария и в 90-е годы, когда подобные договоры были заключены с 46 регионами, получила существенные преференции по сравнению с остальными регионами.
– После долгих мук, казалось бы, все встало на свои места. Но оказывается, это не так! – возмущался он.
Центральная власть тупо сдает свои полномочия,– поддержал коллегу Сергей Иванов (ЛДПР).– Бога ради, объясните, что такое 'собственность народа Республики Татарстан'. Не понимаю, зачем мы все это делаем!
Представитель фракции "Родина" ("Народная воля"–СЕПР–"Патриоты России") Сергей Глотов призвал депутатов подумать, чем они сейчас занимаются в этом зале.
– Если посмотреть внимательно, это почти ратификация международно-правового документа,– предупредил он.– Татарстан по договору является государством, которое имеет своих представителей в международных организациях. Представляете, рядом с мидовским чиновником усаживается чиновник, прибывший в эту страну из Татарстана. Это нонсенс.
Возмутила господина Глотова и норма о вкладыше в паспорт на татарском языке:
– Что, Татарстан не победил неграмотность? Там не читают на русском языке свой паспорт?
Депутата Владимира Никитина ("Справедливая Россия") смутило то, что договор на 90% состоит из формы и на 10% – "из достаточно туманного содержания".
– Россия никогда не была договорной федерацией: ни при империи, ни при СССР,– заявил он.– При царе в Финляндии была даже своя валюта. Но все эти полномочия не формулировались в договорах, а даровались из центра.
После этого справоросс предупредил коллег, что после того как отличие получит один регион, за ним потянутся и все остальные.
А вот независимый депутат Владимир Рыжков и "Единая Россия" на этот раз оказались по одну сторону баррикад и поддержали договор. Господин Рыжков напомнил, что Татария всегда занимала в России "особое место". А Николай Гончар ("Единая Россия") предложил поддержать документ, поскольку никакой угрозы стране в нынешнем виде он уже не представляет.
– Согласитесь, сегодня реальной угрозы для распада нашей страны нет,– заявил единоросс.– Федеральные власти остановили этот процесс и повернули его вспять. То, что предлагается утвердить, полностью соответствует Конституции.
Коллеги по фракции единодушно поддержали господина Гончара, отдав за документ 306 голосов при необходимых 226. Оппозиционерам из всех остальных фракций удалось набрать всего 110 голосов против.

"Ъ", Юрий ЧЕРНЕГА

История договорных отношений Кремля и Татарии

31 марта 1992 года все регионы, кроме Татарии и Чечни, подписали с центром Федеративный договор, закрепивший федеративное устройство страны. В Казани заявили, что договор лишит регион суверенитета, одобренного на референдуме в марте 1992 года, и потребовали заключения отдельного соглашения. В результате противостояния местных властей с центром в республике были сорваны выборы декабря 1993 года в Госдуму и Совет федерации, а также референдум о принятии Конституции РФ.
15 февраля 1994 года президенты РФ и Татарстана Борис Ельцин и Минтимер Шаймиев подписали договор "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий". Документ дал региону исключительное право распоряжаться землей и ресурсами, создать систему госорганов, формировать бюджет, иметь свое гражданство и участвовать в международных отношениях. Срок действия договора не ограничивался. Впоследствии договоры с центром заключили еще 45 регионов.
31 августа 2000 года президент России Владимир Путин назвал несоответствие федеральных и местных законов "миной замедленного действия", которая должна быть "изъята и уничтожена". 26 июня 2001 года для изменения договорной системы создана комиссия под руководством Дмитрия Козака. По ее рекомендациям 4 июля 2003 года принят новый закон "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов госвласти субъектов РФ", установивший, что все договоры между центром и регионами должны быть переутверждены федеральными законами в течение двух лет. В Кремле дали понять, что массового перезаключения договоров не будет.
Кроме того, в 2000 году Генпрокуратура начала борьбу за отмену несоответствующих федеральному законодательству пунктов конституции Татарстана, в частности о суверенитете, о гражданстве, об обязательном двуязычии президента и других. В марте 2004 года все спорные пункты были признаны Верховным судом Татарстана незаконными.
В октябре 2005 года госсовет Татарстана одобрил новый проект договора, подготовленный при участии полпредства президента в Приволжском федеральном округе. По сравнению с 1994 годом Казани удалось отстоять позиции лишь по двум вопросам – нефтяному и языковому. 8 ноября 2006 года Владимир Путин внес проект в Госдуму.